альтернативная коммуникация


9 сентября в центре социальных проектов «Участие» прошел мастер-класс на тему «Альтернативная коммуникация для детей с тяжелыми нарушениями речи». Галина Владимировна Омарова, руководитель центра, рассказала о всех вариантах обучения детей, не использующих устную речь, коммуникации.


По статистике в нашей стране 500 тысяч взрослых, которые не используют устную речь и около 160 тысяч детей. Это много и это реальная проблема на сегодняшний день.


Галина Омарова рассказала о специальной методике ТИЧ (TEACCH). Это программа, позволяющая обучать детей с аутизмом и детей с особыми потребностями. Она была разработана в Университете Северной Каролины.


У детей с особенностями развития нарушена способность структурировать информацию и понимать смысл происходящего. Окружающий мир кажется им хаотичным, непонятным, следовательно, непреодолимым. Любому ребенку с нарушением развития нужна поддержка, внешняя опора, внутренняя опора, как у нормы, у таких детей отсутствует. Поэтому главная задача родителей и педагогов - помочь пройти им тот же самый путь, что и проходит обычный ребенок. И помощь должна начинаться с создания структуры извне. Нужно по максиму структурировать пространство ребенка и его время. Поэтому в основе данной программы лежит идея структурированного обучения, когда классная комната поделена на зоны, в каждой из которых ребенок учится отдельным навыкам и умениям. Для того, чтобы все эти знания ребенок усваивал быстро и качественно, используется метод визуальных подсказок или индивидуальных расписаний. Параллельно с помощью методики ТИЧ ребенок учится самостоятельности. А это важно, так как их ждет взрослый мир, где не всегда найдется опора и поддержка.


Но, к сожалению, данная методика в нашей стране не распространена, есть только 1 переводное издание. В своем центре, Галина Омарова делает все возможное, чтобы данная методика получила свое распространение в Ярославле. Она вместе с сотрудниками составляет программы обучения и развития детей, а также проводит обучающие семинары в детских садах и школах.


Также Галина Омарова рассказал присутствующим о возможностях альтернативной коммуникации при помощи системы жестов и символов. Например, система PECS, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Присутствующие могли воочию увидеть все разнообразие карточек, самостоятельно попробовать составить расписание.
В заключении Галина Омарова показала, как они вместе с дочерью занимаются сюжетным рисованием. И это еще один из способов, который помогает родителям и детям избежать сложных ситуаций.


Развитие особых детей должно осуществляться на протяжении 24 часов в сутки. И это не только задача педагогов или врачей. В первую очередь – это работа родителей. Только сообща возможно прийти к положительному результату и помочь особым детям найти место в этом мире.


Автор статьи Марина Соболева, пресс-центр